Недавно «Слотекс» и «Лузелес» стали владельцами заводов ИКЕА. Почему-то сейчас многие считают, что это какая-то золотая жила, которая позволит завалить рынок дешёвым высококонкурентным продуктом. Проблема с уходом ИКЕА в том, что из всего производимого на своих и на местных предприятиях продукта лишь определённая довольно небольшая доля оставалась в России. Заводи в России снабжали магазины ИКЕА, как минимум, по всей Европе. То же происходит и с предприятиями в Беларуси, где отдельные заводы работали исключительно под ИКЕА. Эти заводы, также не имея сбыта при закрытых европейских поставках и закрытом для экспорта европейском рынке, активно будут стремиться и заходить на российский рынок мебели. Яркий тому пример — открытие белорусской сети товаров для дома Swed House. Поэтому рынку явно грозит в большей степени избыток мебельной продукции, нежели активный спрос.
Поэтому новым владельцам заводов придётся искать и что производить, и куда продавать.

В интервью газете «Известия» генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР) Александр Шестаков отметил, что покупатели заводов IKEA, компании «Слотекс» и «Лузелес», получили сложный актив, который будет достаточно непросто развить.

«Купленные предприятия были ориентированы на экспорт в ту же IKEA в Европе. На них выпускалась отличная продукция, 70–80% которой шло на экспорт. Сейчас из-за санкций этот канал закрыт, теперь речь идет только о внутреннем рынке. При этом завоевать его будет непросто», — отметил Шестаков.

Он добавил, что объем поставок мебельной продукции из России в 2022 году уменьшился на 39%, составив 29,5 млрд рублей. Половина от этой суммы приходилась на продукцию IKEA. Сейчас же придется планомерно завоевывать рынки стран СНГ, а также растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Однако это займет определенное время, ведь это достаточно долгий процесс.

Мне, почему-то, кажется, что и экспорт в дружественные страны, куда дорога пока не протоптана, будет очень непростым, ведь логистические возможности и другие условия могут поменяться в любой момент. А продукция должна быть очень конкурентоспособной, чтобы было возможно зайти на эти рынки. К тому же компания «Лузалес», ставшая покупателем двух заводов шведской компании IKEA, пообещала сохранить все рабочие места за сотрудниками этих предприятий после завершения сделки, а это очень нелёгкое бремя.

Александр Шестаков обоснованно считает, что основная проблема производителей мебели заключается в развитии поставок и емкости рынка, а сейчас неясно, в какие страны будет поставляться продукция, поэтому нужна определенная помощь со стороны государства.